__________________________
|
Эпиграф к роману Булгакова «Белая гвардия»
Роман «Белая гвардия» впервые опубликован (не полностью) в России, в
1924 году. Полностью — в Париже: том первый— 1927 год, том второй — 1929
год. «Белая гвардия» — во многом автобиографический роман, основанный
на личных впечатлениях писателя о Киеве конца 1918 — начала 1919 года.
Семья Турбиных — это в значительной степени семья Булгаковых. Турбины —
девичья фамилия бабушки Булгакова со стороны матери. «Белая гвардия»
была начата в 1922 г., после смерти матери писателя. Рукописи романа не
сохранились. По свидетельству перепечатывавшей роман машинистки Раабен,
первоначально «Белая гвардия» мыслилась как трилогия. В качестве
возможных названий романов предполагавшейся трилогии фигурировали
«Полночный крест» и «Белый крест». Прототипами героев романа стали
киевские друзья и знакомые Булгакова. Так, поручик Виктор Викторович
Мышлаевскии списан с друга детства Николая Николаевича Сигаевского.
Прототипом поручика Шервинского послужил еще один друг юности Булгакова
—Юрий Леонидович Гладыревский, певец-любитель. В «Белой гвардии»
Булгаков стремится показать народ и интеллигенцию в пламени гражданской
войны на Украине. Главный герой, Алексей Турбин, хоть и явно
автобиографичен, но, в отличие от писателя, не земский врач, только
формально числившийся на военной службе, а настоящий военный медик,
много повидавший и переживший за годы мировой войны.
В романе противопоставлены две группы офицеров — те, кто «ненавидит
большевиков ненавистью горячей и прямой, той, которая может двинуть в
драку» и «вернувшимся с воины в насиженные гнезда с той мыслью, как и
Алексей Турбин, — отдыхать и устраивать заново не военную, а
обыкновенную человеческую жизнь». Булгаков социологически точно
показывает массовые движения эпохи. Он демонстрирует вековую ненависть
крестьян к помещикам и офицерам, и только что возникшую, но не менее
глубокую ненависть к «оккупантам. Все это и питало восстание, поднятое
против становления гетмана Скоропадского, лидера украинского
национального движения СВ. Петлюры. Булгаков называл одной из главных
черт своего творчества в «Белой гвардии» упорное изображение русской
интеллигенции, как лучшего слоя в наглей стране. В частности,
изображение интеллигентско-дворянской семьи, волею исторической судьбы
брошенной в годы гражданской войны в лагерь белой гвардии, в традициях
«Войны и мира». «Белая гвардия» — марксистская критика 20-х годов: «Да,
талант Булгакова был именно не столь глубок, сколь блестящ, и талант был
большой ... И все же произведения Булгакова не народны. В них нет
ничего, что затрагивало народ в целом. Есть толпа загадочная и
жестокая». Талант Булгакова не был проникнут интересом к народу, к его
жизни, его радости и горести по Булгакову узнать нельзя.
«Белая гвардия» – первый роман Булгакова. В нем много
автобиографического, но это уже исторический роман. Это книга о русской
истории, ее философии, о судьбах классической русской культуры в новую
эпоху. Именно поэтому «Белая гвардия» так близка Булгакову, ее он любил
более других своих вещей.
Эпиграф к роману, взятый из «Капитанской дочки» А.С. Пушкина, -
«Пошел мелкий снег, и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась
метель. В одно мгновение темное небо смешалось с снежным морем. Все
исчезло. – Ну, барин, - закричал ямщик, - беда – буран!» - имеет
особенное значение. Он вынуждает вспомнить о кровавой пугачевщине,
только в центре этого бурана уже новые Пугачевы, с университетским
образованием и марксистской догмой принудительного счастья. Этим же
эпиграфом писатель указал и на свою связь с классической традицией, и
прежде всего с историзмом Пушкина. Пушкинские принципы историзма
проявились в романе прежде всего в точной характеристике политических
сил, борьба между которыми развертывается на страницах романа. Первая из
них вынесена в заглавии романа, и оно приобретает обобщающее значение.
«Белая гвардия» - это не только «господа офицеры», а весь рушившийся
мир, все принадлежавшие к нему люди, бежавшие в Город от большевиков,
другой силы, неведомой и пугающей.
Начало романа очень символично. Точно указана дата – 1918 год,
который был «велик и страшен». Именно в этом году «особенно высоко в
небе стояли две звезды: пастушеская вечерняя Венера и красный дрожащий
Марс». Это противопоставление образа мирного труда (отсюда эпитет
«пастушеская»), символом которого служит Венера, и другого образа –
планеты, носящей имя бога войны.
Пламя великих событий гражданской войны равно освещает и оценивает
жизнь прежнюю, ее людей и новую революционную действительность, ее
деятелей. Милая, тихая, интеллигентная семья Турбинных вдруг становится
причастная к этим событиям, делается свидетельницей и участницей дел
страшных и удивительных. Их мама не дожила до этих дней, она умерла в
мае. Алексей, Елена и Николка еще не знали тогда, что это к лучшему.
Жизнь героев неразрывно связана с их домом, с той обстановкой, в
которой они воспитывались. Изразцовая печка, бронзовые часы, играющие
гавот, и другие, бьющие башенным боем, ковры, на одном из которых
изображен царь Алексей Михайлович с соколом на руке, лампа под абажуром,
«лучшие на свете шкафы с книгами… с Наташей Ростовой, Капитанской
Дочкой…». Обитатели квартиры знают: «на севере воет и воет вьюга» и
ждут, что «вот перестанет, начнется такая жизнь, о которой пишется в
шоколадных книгах, но она не только не начинается, а кругом становится
все страшнее и страшнее». Из-за этого усиливается страх перед грядущим,
которое представляется катастрофой: «Упадут стены, улетит сокол с белой
рукавицы, потухнет огонь в бронзовой лампе, а Капитанскую Дочку сожгут в
печи». Далеко не вся русская интеллигенция поняла и приняла великие
свершения Октября. Опасения за судьбу культуры страны играли не
последнюю роль в неприятии этих свершений. Тревога за участь Капитанской
Доч-ки была тревогой за Пушкина, за его наследие и традиции, ставшие
близкими Булгакову с детских лет.
Далее следует вспомнить второй эпиграф к «Белой гвардии»: «И судимы
были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими». Этот
эпиграф взят из Откровения Иоанна Богослова – книги, известной под
названием Апокалипсис. «Апокалипсическая» тема приобретает значение
стержневой. Когда Алексей Турбин, ища утешения после смерти матери,
приходит к священнику, совершавшему обряд ее погребения, отец Александр
читает: «Третий ангел вылил чашу свои в реки и источники вод; и
сделалась кровь». Тема «потрясающей книги», как называет Булгаков
Апокалипсис, продолжает развиваться и далее, перекликаясь с основной
сюжетной линией романа.
В первой главе романа отчетливо развивается тема «заблудившихся в
бура -не революции людей», для которой характерны страшная обличительная
сила и неизменная правдивость. Турбинным преподан урок истории, урок
жестокий. Но, пройдя через кровь и смерть, им придется понять и принять
|
Категория: Белая гвардия | Добавил: aleck-vdovenko2012 (30.01.2014)
|
Просмотров: 337
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|
|
|
Воскресенье, 19.05.2024, 14:28 Приветствую Вас Гость |
|
|
|