__________________________
|
Герой романа М.А.Булгакова «Белая гвардия»
Фамилия героя указывает на автобиографические мотивы, присутствующие в
этом образе: Турбины — предки Булгакова по материнской линии. Фамилию
Турбина в сочетании с тем же именем-отчеством (Алексей Васильевич) носил
персонаж утраченной пьесы Булгакова «Братья Турбины», сочиненной в
1920-1921 гг. во Владикавказе и поставленной в местном театре.
Герои романа и пьесы связаны единым сюжетным пространством и
временем, хотя обстоятельства и перипетии, в которых они оказываются,
разные. Место действия — Киев, время — «страшный год по Рождестве
Христовом 1918, от начала же революции второй». Герой романа — молодой
врач, пьесы — полковник-артиллерист. Врачу Турбин 28 лет, полковник на
два года старше. Оба попадают в водоворот событий гражданской войны и
поставлены перед историческим выбором, который они понимают и оценивают
скорее как личный, относящийся более к внутреннему бытию личности,
нежели к ее внешнему существованию.
В образе доктора Турбина прослеживается развитие лирического героя
Булгакова, каким он представлен в «Записках юного врача» и в других
ранних произведениях. Герой романа — наблюдатель, видение которого
постоянно сливается с авторским восприятием, хотя и не тождественно
последнему. Романный герой втянут в вихрь происходящего. Если и
участвует в событиях, то помимо своей воли, в результате рокового
стечения обстоятельств, когда он, например, попадает в плен к
петлюровцам. Герой драмы в значительной мере определяет события. Так, от
его решения зависит участь юнкеров, брошенных в Киеве на произвол
судьбы. Это лицо действующее, буквально-сценически и сюжетно. Самые
действующие во время войны люди — это военные. Действующие на стороне
побежденных — самые обреченные. Оттого погибает полковник Т., тогда как
доктор Турбин выживает.
Между романом «Белая гвардия» и пьесой «Дни Турбиных» пролегает
огромная дистанция, не слишком долгая по времени, но весьма значительная
в содержательном отношении. Промежуточным звеном этого пути явилась
инсценировка, представленная писателем в Художественный театр, которая в
дальнейшем была подвергнута существенной переработке. Процесс
превращения романа в пьесу, в который были вовлечены многие лица,
протекал в условиях двойного «нажима»: со стороны «художественников»,
добивавшихся от писателя большей (в их понятиях) сценичности, и со
стороны цензуры, инстанций идейного слежения, требовавших показать со
всей определенностью «конец белых» (один из вариантов названия).
«Окончательная» редакция пьесы явилась следствием серьезного
художественного компромисса. Оригинальный авторский слой в ней покрыт
множеством посторонних наслоений. Более всего это заметно в образе
полковника Т., ко торый периодически скрывает свое лицо под маской
резонера и как бы выходит из роли, чтобы заявить, обращаясь более к
партеру, чем к сцене: «Народ не с нами. Он против нас».
В первой постановке «Дней Турбиных» на сцене МХАТа (1926) роль Т.
играл Н.П.Хмелев. Он же оставался единственным исполнителем этой роли в
продолжение всех последующих 937 представлений.
|
Категория: Белая гвардия | Добавил: aleck-vdovenko2012 (30.01.2014)
|
Просмотров: 511
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|
|
|
Воскресенье, 19.05.2024, 12:31 Приветствую Вас Гость |
|
|
|