__________________________
|
Начало романа М. Булгакова «Белая гвардия» (первая глава)
Белая гвардия первый роман Булгакова. В нем много автобиографического,
но это уже исторический роман. Это книга о русской истории, ее
философии, о судьбах классической русской культуры в новую эпоху. Именно
поэтому Белая гвардия так близка Булгакову, ее он любил более других
своих вещей. Эпиграф к роману, взятый из Капитанской дочки А. С.
Пушкина, Пошел мелкий снег, и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл;
сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось с снежным
морем. Все исчезло. Ну, барин, закричал ямщик, беда буран! имеет
особенное значение.
Он вынуждает вспомнить о кровавой пугачевщине, только в центре этого
бурана уже новые Пугачевы, с университетским образованием и
марксистской догмой принудительного счастья. Этим же эпиграфом писатель
указал и на свою связь с классической традицией, и прежде всего с
историзмом Пушкина. Пушкинские принципы историзма проявились в романе
прежде всего в точной характеристике политических сил, борьба между
которыми развертывается на страницах романа. Первая из них вынесена в
заглавии романа, и оно приобретает обобщающее значение. Белая гвардия
это не только господа офицеры, а весь рушившийся мир, все принадлежавшие
к нему люди, бежавшие в Город от большевиков, другой силы, неведомой и
пугающей. Начало романа очень символично. Точно указана дата 1918 год,
который был велик и страшен. Именно в этом году особенно высоко в небе
стояли две звезды: пастушеская вечерняя Венера и красный дрожащий Марс.
Это противопоставление образа мирного труда (отсюда эпитет пастушеская),
символом которого служит Венера, и другого образа планеты, носящей имя
бога войны.
Пламя великих событий гражданской войны равно освещает и оценивает
жизнь прежнюю, ее людей и новую революционную действительность, ее
деятелей. Милая, тихая, интеллигентная семья Турбинных вдруг становится
причастная к этим событиям, делается свидетельницей и участницей дел
страшных и удивительных. Их мама не дожила до этих дней, она умерла в
мае. Алексей, Елена и Николка еще не знали тогда, что это к лучшему.
Жизнь героев неразрывно связана с их домом, с той обстановкой, в которой
они воспитывались. Изразцовая печка, бронзовые часы, играющие гавот, и
другие, бьющие башенным боем, ковры, на одном из которых изображен царь
Алексей Михайлович с соколом на руке, лампа под абажуром, лучшие на
свете шкафы с книгами с Наташей Ростовой, Капитанской Дочкой. Обитатели
квартиры знают: на севере воет и воет вьюга и ждут, что вот перестанет,
начнется такая жизнь, о которой пишется в шоколадных книгах, но она не
только не начинается, а кругом становится все страшнее и страшнее. Изза
этого усиливается страх перед грядущим, которое представляется
катастрофой: Упадут стены, улетит сокол с белой рукавицы, потухнет огонь
в бронзовой лампе, а Капитанскую Дочку сожгут в печи. Далеко не вся
русская интеллигенция поняла и приняла великие свершения Октября.
Опасения за судьбу культуры страны играли не последнюю роль в неприятии
этих свершений.
Тревога за участь Капитанской Дочки была тревогой за Пушкина, за его
наследие и традиции, ставшие близкими Булгакову с детских лет. Далее
следует вспомнить второй эпиграф к Белой гвардии: И судимы были мертвые
по написанному в книгах, сообразно с делами своими. Этот эпиграф взят из
Откровения Иоанна Богослова книги, известной под названием Апокалипсис.
Апокалипсическая тема приобретает значение стержневой. Когда Алексей
Турбин, ища утешения после смерти матери, приходит к священнику,
совершавшему обряд ее погребения, отец Александр читает: Третий ангел
вылил чашу свои в реки и источники вод; и сделалась кровь.
Тема потрясающей книги, как называет Булгаков Апокалипсис,
продолжает развиваться и далее, перекликаясь с основной сюжетной линией
романа. В первой главе романа отчетливо развивается тема заблудившихся в
буране революции людей, для которой характерны страшная обличительная
сила и неизменная правдивость. Турбинным преподан урок истории, урок
жестокий. Но, пройдя через кровь и смерть, им придется понять и принять
его. Они должны будут сделать свой выбор, найти свое место в новой
России.
Трудно было в то время разобраться, за кем идти, против кого
выступать, на чьей стороне правда. И в начале романа (писатель
показывает, как Алексей, Николка, их близкие (друзья Мышлаевский, Карась
и просто знакомые по службе офицеры пытаются организовать оборону
города, не пустить Петлюру, но, обманутые генштабом и союзниками, они
получаются заложниками собственной присяги и чувства чести.
Полковник Малышев пытается спасти своих подчиненных от бессмысленной
гибели, рассказав им о предательстве штаба и высшего командования.
Мышлаевский предлагает уничтожить орудия, склады боеприпасов, но
полковник его останавливает, возражая: Господин поручик, Петлюре через
три часа достанутся сотни живых жизней, и единственно, о чем я жалею,
что ценой своей жизни и даже вашей, еще более дорогой, конечно, их
гибели приостановить не могу. О портретах, пушках и винтовках попрошу
вас более со мной не говорить.
С этого времени драматические события нарастают: ранен Алексей
Турбин, едва не гибнет Николка, Елена жестоко обижена мужем, бежавшим
вместе со штабом и немцами. Кажется, все рушится и нет спасения в этом
мире, но они смогли сплотиться в своем уютном доме, привычной
обстановке, среди старых и преданных друзей.
И вот интересно, нет самого Тальберга, мужа Елены, сбежавшего и
бросившего жену в прифронтовом городе, но Турбины, Николка и Алексей,
только рады, что очистился их дом от чуждого им человека. Не надо лгать и
приспосабливаться. Теперь вокруг только родные и родственные души.
Всех жаждущих и страждущих принимают в доме 13 по Алексеевскому спуску.
Сюда, как к спасительной пристани, прибывают Мышлаевский,
Шервинский, Карась друзья детства Алексея Турбина, сюда приняли и робко
приставшего Лариосика Лариона Суржанского.
Елена, сестра Турбиных, хранительница традиций дома, в котором
всегда примут и помогут, обогреют и усадят за стол. А дом этот не просто
гостеприимный, но еще и очень уютный, в котором мебель старого и
красного бархата, и кровати с блестящими шишечками, потертые ковры,
пестрые и малиновые, с соколом на руке Алексея Михайловича, с Людовиком
XIV, нежащимся на берегу шелкового озера в райском саду, ковры турецкие с
чудными завитушками на восточном поле… бронзовая лампа под абажуром,
лучшие на свете шкафы с книгами, золоченые чашки, серебро, портьеры все
семь пышных комнат, воспитавшие молодых Турбиных….
В одночасье может этот мир рассыпаться, так как на город наступает
Петлюра, а потом и захватывает его, но нет в семье Турбиных злобы,
безотчетной вражды ко всему без разбора.
|
Категория: Белая гвардия | Добавил: aleck-vdovenko2012 (30.01.2014)
|
Просмотров: 386
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|
|
|
Воскресенье, 19.05.2024, 14:00 Приветствую Вас Гость |
|
|
|