«Белая гвардия» — произведение, продолжающее традиции «Войны и мира»
Толстого в изображении истории и человека на фоне великих исторических
событий. Булгакова интересует внутренний мир человека, попавшего в такой
круговорот событий, когда трудно сохранять свое лицо, когда трудно
оставаться самим собой. Роман Булгакова «Белая гвардия» посвящен
событиям Гражданской войны. Сам Булгаков на допросе в ОГПУ в 1926 году
показал: «Мои симпатии были всецело на стороне белых, на отступление
которых я смотрел с ужасом и недоумением». Главный герой «Белой
гвардии», Алексей Турбин, также сторонник монархии. Но для него это
определяется не политикой, его не интересует борь'ба за власть. Он
человек далекий от политики и любых исторических преобразований.
Монархический строй для него близок и понятен, так как в этих условиях
он и его семья жила, он вырос на этих идеалах. Война, исторические
события, жестокость современного мира рисуется Булгаковым через близкие,
простые и понятные любому образы. Это образ Города, Дома, Семьи. У
Алексея, Елены, Николки есть Дом, который содержит не просто вещи —
изразцовую печь, часы, играющие гавот, кровати с блестящими шишечками,
лампу под абажуром, — а уклад жизни, традиции, включенность в
общенациональное бытие. Дом Турбиных был возведен на «камне веры» в
Россию, православие, царя, культуру. Текущие события в романе включены в
общенациональное, большое время, в историю Руси. В романе писатель показывает нам защитников и противников старого
строя, но главный смысл романа не в том, чтобы поделить мир на хороших и
плохих. Булгаков смотрит на события того времени уже после того, как
они произойти, и может оценивать их объективно. Несмотря на свою
приверженность идеалам старого, монархического строя, и то, что и он, и
его семья оказались в том же положении, что и главные герои — он судит
действия людей с общечеловеческих нравственных позиций. В любых
исторических катастрофах у человека есть выбор. Булгаков дает понять,
что люди, у которых есть моральные устои и нравственные ориентиры, в
любых испытаниях останутся верны своей чести, совести, долгу перед
Родиной. Поэтому в романе мы не найдем выражения авторских симпатий к
кому-то из героев, только потому, что он принадлежит к «белым» или
«красным». Булгаков оправдывает тех, кто был частью единой нации и
воевал за идеалы офицерской чести, выступал против разрушения Отечества.
Он дает понять читателю, что в братоубийственной войне нет правых и
виноватых, все несут ответственность за кровь брата. Писатель объединил
понятием «белая гвардия» тех, кто защитил честь русского офицера и
человека. Не давая в романе прямых авторских поучений и
нравственно-философских размышлений, Булгаков очень часто позволяет
героям прикоснуться к истине через сновидения. Так, например, Алексею
Турбину снится Город. Мы знаем, что Город — полноценный герой романа.
«Прекрасный в морозе и тумане...» — этот эпитет открывает «слово» о
Городе и является главным в его изображении. Образ Города излучает
необыкновенный свет — свет жизни, который поистине неугасим. Город стал
сниться Турбину под утро. Он не назван нигде Киевом, хотя приметы его
ясны, это просто Город, но с большой буквы как нечто обобщенное, вечное.
Описан он именно в сновидениях героя: «Как многоярусные соты, дымился и
шумел и жил Город. Прекрасный в морозе и тумане на горах, над Днепром.
Улицы курились дымкой, скрипел сбитый гигантский снег... Сады стояли
безмолвные и спокойные, отягченные белым, нетронутым снегом. И было
садов в Городе так много, как ни в одном городе мира... Зимою, как ни в
одном городе мира, упадал покой на улицах и переулках и верхнего Города,
на горах, и Города нижнего, раскинувшегося в излучине замерзшего
Днепра... Играл светом и переливался, светился и танцевал и мерцал Город
по ночам до самого утра, а утром угасал, одевался дымом и туманом».
Великолепная, почти символическая картина, в которой соединились
воспоминания юности, красота Города и тревога за его будущее, за судьбу
каждого. В снах героя Город предстает истинным, настоящим, в противовес
тому измученному революцией Городу, каким его видят герои в реальности.
Ключевым моментом является сон Алексея Турбина, в котором он видит рай. В
раю оказываются вместе и Най-Турс и вахмистр Жилин. Булгаков хочет
сказать читателю, что важно не то, к какому лагерю или политическому
строю принадлежит человеку, важно то, какой он. В раю оказываются Лучшие
люди, и красные, и белые, так как они достойны этого тем, как прожили
свою жизнь. Бог говорит о красных и белых: «все вы для меня одинаковые,
на поле брани убиенные». Это взгляде высоты общечеловеческих позиций,
который доступен и автору. > Интересно, что один и тот же сон снится Алексею Турбину и
безымянному красноармейцу. Булгакову не важно даже имя человека, важно
то, как он живет и чего -достоин своими поступками.
|