__________________________
Главная » Статьи » Русский язык » Правила русского языка

СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Антитеза — оборот, в котором резко противопос­тавляются противоположные понятия: Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лёд и пламень Не столь различны меж собой. (А. П.)

Как стилистическая фигура, антитеза основана на сравнении признаков, присущих разным предметам и выраженных антонимами: Ненавижу всяческую мерт­вечину! Обожаю всяческую жизнь! (В. М.) В отличие от оксюморона в антитезе не происходит слияния двух про­тивоположных понятий в одно: Час разлуки, час свида­нья им ни радость, ни печаль. (М. Л.)

Инверсия (лат. туегвю — перемещение, переста­новка) — это стилистическая фигура, состоящая в на­меренном изменении порядка слов с целью подчёркива­ния смысловой значимости какого-либо слова. Наруше­ние прямого порядка слов, при котором подлежащее предшествует сказуемому, а определение — определяе­мому слову, может служить художественным приёмом, прибегая к которому автор достигает интонационной и стилистической выразительности: ... буду долго, буду просто разговаривать стихами я. (В. М.); Отговорила роща золотая берёзовым, весёлым языком. (С. Е.) Пере­становка частей фразы придаёт ей своеобразный выра­зительный оттенок.

Градация — это фигура, заключающаяся в особом расположении элементов перечисления, когда степень выраженности значений в них увеличивается (реже уменьшается), благодаря чему создаётся нарастание интонации и эмоционального напряжения речи: жалоб­ный, жалостный, каторжный вой. (М. Ц.)

Анафора (единоначатие) — это повторение одина­ковых элементов (от звуков до предложений) в начале каждой новой фразы: О времена! О нравы! (Цицерон) Выдвигая наиболее важный повторяющийся элемент на первое место, анафора позволяет сосредоточить на нём внимание:

Мне нравится, что вы больны не мной, Мне нравится, что я больна не вами. (М. Ц.)

Эпифора (единоокончание) — повторение послед­них слов фразы:

О, не медли на соседней Колокольне!

Быть хочу твоей последней Колокольней! (М. Ц.)

Сймплока — это соединение в тексте анафоры и эпифоры:

Привычные к степям — глаза, Привычные к слезам — глаза. (М. Ц.)

Фигура стыка — стилистическая фигура, заключа­ющаяся в повторении последнего элемента в начале следующей фразы:

Память о Вас — тихим домком.

Тихий домок — Ваш — под замок. (М. Ц.)

Многосоюзие (полисйндетон) — это повтор союза, служащий для интонационного и логического подчер­кивания. Повторяются обычно сочинительные соеди­нительные союзы:

И новое солнце заблещет в тумане, И будут стрекозами тени, И гордые лебеди древних сказаний На белые выйдут ступени. (Н. Гум.)

Бессоюзие (асйндетон) придаёт высказыванию стре­мительность, создаёт эффект увеличения темпа: Мелькают мимо будки, бабы, Мальчишки, лавки, фонари, Дворцы, сады, монастыри, Бухарцы, сани, огороды, Купцы, лачужки, мужики, Бульвары, башни, казаки, Аптеки, магазины моды, Балконы,львы на воротах И стаи галок на крестах. (А. П.)

Риторическое восклицание — это эмоционально окрашенное предложение, служащее для выражения чувств и привлечения внимания адресата речи, причём эмоции в нём выражаются не лексическими или син­таксическими средствами, а с помощью интонации: Ка­кое лето! Что за лето\ (Ф. Т.); Да, скифы мы! Да, ази­аты мы, с раскосыми и жадными очами! (А. Б.); Боже! Как ты хороша подчас, далёкая, далёкая дорога! (Н. Г.); О верю, верю, счастье есть! (С. Е.)

Риторический вопрос — фигура, которая содержит утверждение или отрицание, оформленное в виде воп­роса, не требующего ответа: Кто осмелится сказать, что определил искусство? перечислил все его стороны? (А. С.) Риторические вопросы совпадают по форме с обычными вопросительными предложениями, но отли­чаются яркой восклицательной интонацией, эмоцио­нальностью:

Чья злоба надвое землю сломала?

Кто вздыбил дым над заревом боен?

Или солнца

одного

на всех мало?!

Или небо над нами мало голубое?! (В. М.)

 

Риторическое обращение — это обращение к не­одушевлённым предметам, отсутствующим, умершим, отвлечённым понятиям. Эта фигура служит не для на­зывания адресата, а для привлечения к нему внимания слушателя или читателя: Клён ты мой опавший, клён заледенелый, что стоишь нагнувшись под метелью бе­лой? (С. Е.); Ох, лето красное! любил бы я тебя... (А. П.)

Вопросно-ответное единство — стилистический приём, заключающийся в том, что автор задаёт вопрос и сам же на него отвечает: Что такое осень? Это небо, плачущее небо под ногами (Ю. Ш.). Этот приём привле­кает внимание слушателя и читателя, является сред­ством диалогизации монологической речи.

Синтаксический параллелизм — это одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи:

Мы любим всё — и жар холодных числ, И дар божественных видений, Нам внятно всё — и острый галльский смысл, И сумрачный германский гений... (А. Б.)

Парцелляция — это приём, заключающийся в на­меренном расчленении предложения на несколько час­тей и оформлении этих частей как самостоятельных не­полных предложений. Такое разбиение позволяет вы­делить в предложении дополнительные смысловые центры, привлечь к ним внимание читателя: Слова от- звучивают и утекают как вода — без вкуса, без цве­та, без запаха. Без следа. (А. С.)

Именительный представления (именительный темы) — это изолированное имя существительное в именительном падеже, называющее тему последующей фразы и призванное вызвать особый интерес к предме­ту высказывания, усилить его звучание: Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось, как много в нём отозвалось. (А. П.); Зима!.. Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь... (А. П.)

Категория: Правила русского языка | Добавил: shollmen (18.07.2016)
Просмотров: 371 | Рейтинг: 0.0/0
Суббота, 20.04.2024, 12:35
Приветствую Вас Гость
Вход на сайт
Поиск