__________________________
|
Главная » 2014 » Январь » 26 » Честь и совесть
|
С точки зрения христианской религии, совесть - это проявление Бога в
человеке. Совесть неотделима от морали и нравственности. Совесть
имманентна и иррациональна. Говорят, что удовольствие без угрызений
совести и есть счастье. Если так, то совесть является естественной
преградой для достижения счастья, щитом между человеком и той его
стороной, которая желает наслаждаться. Продолжив тему религии, можно
сказать, что животное, иначе гедонистическое начало человека - это воля
Дьявола внутри него. Многие желания человека, его страсти, его порывы
идут от "темной стороны", и функция совести (то есть Бога) нас от них
оберегать, предостерегать, а часто и наказывать. Угрызения совести
являются не только наказанием, но и сдерживающим фактором: мы стремимся
не совершать поступков, о которых потом будем жалеть. Муки совести не
только сами по себе являются искуплением вины, но часто заставляют
человека принять иное наказание для восстановления справедливости.
Например, в поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" атаман
разбойников Кудеяр вдруг начинает чувствовать вину за многочисленные
совершенные им преступления и в конце концов обращается с покаянием к
Богу.
Совесть злодея осилила,
Шайку свою распустил,
Роздал на церкви имущество,
Нож под ракитой зарыл.
Для искупления своих грехов он налагает на себя своего рода
епитимью, ставит себе почти неисполнимую задачу - срубить дерево тем
ножом, которым совершал убийства.
Будет работа великая,
Будет награда за труд,
Только что рухнется дерево -
Цепи греха упадут.
В русской литературе ХIX века тема совести была тесно
связана с христианством. Воплощением христианской нравственности
является персонаж поэмы Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" Ермил
Гирин. Он честен и правдив. Когда его избрали бурмистром, он за семь лет
не утаил ни одной копейки, "не тронул правого, не попустил виновному,
душой не покривил". Только один раз он совершил нечестный поступок:
Свихнулся: из рекрутчины
Меньшого брата Митрия
Повыговорил он.
Но раскаяние его было так велико, что он потерял всякий покой и
едва не покончил жизнь самоубийством. В конце концов, он признался в
своем обмане и исправил несправедливость. Как ни упрашивали его
остаться, он уволился с должности.
Однако совесть не является исключительно следствием
христианского воспитания. Она свойственна каждому человеку, даже
беспринципному и безнравственному, хотя такие люди к голосу совести не
склонны прислушиваться, а, наоборот, стараются это чувство подавить,
иногда даже не осознавая природы своих страданий.
Пример проявления совести у безнравственного человека мы находим
у Лермонтова в романе "Герой нашего времени". Печорин воплощает образ
"страдающего эгоиста". Отчего он страдает? От скуки, от осознания
бессмысленности жизни (эта тема проходит сквозь все творчество
Лермонтова), от пресыщенности и усталости. Свои чувства Печорин пытается
заглушить яркими впечатлениями и ощущением опасности - для этого он
едет на Кавказ, пускается во всякие авантюры, а позже отправляется в
путешествие, в котором и погибает. Вместе с тем он мучается от
невозможности изменить себя, в какой-то степени от ненависти к себе
(диалог с Верой в главе "Княжна Мери"). Когда Максим Максимыч напомнил
ему о Бэле, Печорин "чуть-чуть побледнел и отвернулся... - Да, помню! -
сказал он, почти тотчас принужденно зевнув..." При том, что Печорин -
человек в принципе сдержанный и замкнутый, такая реакция свидетельствует
о глубоких душевных переживаниях.
Наиболее полно тема совести была раскрыта Достоевским в
произведении "Преступление и наказание". Нравственные страдания,
частично обусловленные совестью и раскаянием, заставляют Раскольникова
сделать явку с повинною и во всем сознаться. Если принять совесть за
некую черту, разделяющую закон и преступление, добро и зло,
нравственность и безнравственность, то мучения Раскольникова напрямую
связаны с совестью. Он страдает оттого, что переступил через черту, но
стереть ее не смог. А раз черта осталась, значит осталось и осознание
недопустимости, бесчеловечности своих действий. Чтобы показать крушение
теории Раскольникова, Достоевский заставляет его встретиться со своим
"идейным двойником" - Свидригайловым. Свидригайлов - человек без
принципов, лишенный всяких нравственных качеств, воплощает в романе идеи
гедонизма. Он - тот сверхчеловек, которого вообразил себе Раскольников.
Но освобождение себя от укоров совести не проходи бесследно, его
результат - сначала духовная, а потом физическая смерть. Нравственно
опустошенному Свидригайлову остается только закончить жизнь
самоубийством.
По определению психологов, честь - это совокупность таких
морально-этических качеств, как верность, справедливость, правдивость,
достоинство, благородство. Так же как и совесть, честь изначально
присуща человеку, она неотъемлемая часть его личности. Однако, на мой
взгляд, честь в какой-то мере, зависит и от воспитания, от среды, в
которой человек оказался. Совесть - понятие сугубо личное, а честь - еще
и социальное.
В глазах общества Соня Мармеладова - порочная, опустившаяся и
бесчестная женщина. Лужин, обвиняя ее в краже сторублевого кредитного
билета, делал упор именно на ее общественном положении и "сопряженных с
ним привычках". Но именно Соня является в романе воплощением
нравственности, христианской любви, кротости и сострадания. Именно она
спасает Раскольникова от духовной гибели. И грех ее смягчается тем
обстоятельством, что был совершен из самопожертвования.
В произведении Вознесенского "Юнона и Авось" понятие чести тесно
связано с верностью. Для главного героя - Николая Резанова - путь
"воина и мужчины" означает служение Родине. Любовь к Отечеству
проявляется у него в форме болезненного переживания за судьбу России,
что отражается в его монологе "Услыши мя, Родина!". Резанов до конца
остается верен своему стремлению служить именно Родине, а не
государству, и перед смертью он между молитвами и лихорадочным бредом с
трудом произносит: "Прости меня, Свобода и Россия, не одолел я целого
пути".
Другое проявление чести - верность данному слову. В
рыцарских романах Средневековья нарушение обещания считалось страшным и
недопустимым поступком, который карался смертью. Верность слову,
храбрость в бою и почтение к дамам составляли основу чести рыцаря.
В русской литературе достаточно яркий пример - Мария Троекурова
из романа Пушкина "Дубровский". Она отказалась сбежать с Дубровским, в
которого была влюблена, потому что обвенчалась с другим человеком, и
нарушить союз, освященный перед Богом, было для нее недопустимо.
Темы совести и чести нашли свое отражение во многих
произведениях как зарубежной, так и русской литературы. Оба эти качества
являются неотъемлемыми для каждого человека, хотя проявляются в каждом
по-своему.
|
Категория: Сочинения 10 класс |
Просмотров: 618 |
Добавил: aleck-vdovenko2012
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|
|
|
Пятница, 10.01.2025, 13:47 Приветствую Вас Гость |
|
|
|