Главная » 2013»Декабрь»27 » Только в труде велик человек (сочинение-рассуждение)
17:02
Только в труде велик человек (сочинение-рассуждение)
Не каждому человеку дано ощутить радость труда. Некоторые люди просто
родились созерцателями, а не деятелями, и труд для них — обуза,
отнимающая силы, время, съедающая силы. Другим не повезло: род
деятельности, избранный ими, не соответствует способностям, склонностям,
характеру, психологическим данным. Для них труд — мука, рабство,
безнадежный плен без перспектив освобождения! Такие люди тянут лямку,
кто покорно, кто озлобленно, только ради куска хлеба.
Есть люди, не приспособленные к систематической работе. Они
порывисты, работают по вдохновению, периоды подъема перемежаются с
периодами апатии.
Согласятся ли все они с тем, что величие человека в труде? Вряд
ли. Даже народные представления о счастливой жизни прежде всего
предполагают праздность. Вспомним сказки— русские, украинские, немецкие,
французские, японские. В них часто фигурирует скатерть-самобранка или
горшочек-вари, молочные реки с кисельными берегами, чудесное дерево,
приносящее плоды круглый год — символы изобилия без труда. Далее Библия
говорит о труде как о божьем проклятии за прегрешения Адама и Евы: "В
поте лица будешь добывать хлеб свой". Во всех легендах упоминается
Золотой век, когда люди были беззаботны и счастливы, земля давала по
десятку урожаев в год, рыба сама плыла в сети.
Все это говорит о том, что труд не является изначально желаемой долей для не осознающего себя человечества.
Наоборот, люди всегда искали возможность пользоваться плодами
чужого труда. С развитием цивилизации и углублением специализации
появлялась возможность обмена: я делаю посуду, а ты — одежду. Появилась
возможность выбирать профессию, достигать мастерства, накапливать опыт. В
европейских странах мастер-человек уважаемый, труд — почти религия.
Россия постыдно долго задержалась на доисторической ступени
развития, лишь недавно избавилась она от рабского труда. Может быть,
поэтому так тяжело входит в наше сознание вкус и любовь к работе, то,
что называется рабочей гордостью. Словчить, обмануть, получить больше,
чем ты заслуживаешь — нередко эти желания гораздо сильнее желания честно
трудиться, имея возможность отчитаться в каждой копейке, смело говоря:
всему, что у меня есть, я обязан только себе. Удивительная русская
литература давно била тревогу: неумение и нежелание работать губит
страну. Достоевский в "Подростке" писал, что у России нет людей
практических, Лесков, как никто знавший русский народ, с горечью отмечал
утрату ремесел.
И наряду с этим с каким уважением писали мастера о людях труда;
как знали они подлинную поэзию деятельности: "Он выносил беспокойный
труд и решительным напряжением воли; чувствуя, что ему становится все
легче и легче по мере того, как суровый корабль вламывался в его
организм, а неумение заменялось привычкой... вся работа являлась пыткой,
требующей пристального внимания, но как ни тяжело он дышал, с трудом
разгибая спину, улыбка презрения не оставляла его лица. Он молча сносил
насмешки, издевательства и неизбежную брань до тех пор, пока не стал в
новой сфере "своим"..." (А. Грин, "Алые паруса").
Каждый труд благослови, удача.
Рыбаку — чтоб с рыбой невода,
Пахарю — чтоб плуг его и кляча
Доставали хлеба на года.
С. Есенин
В поте пишущий, в поте пашущий,
Нам знакомо иное рвение:
Легкий огонь, над кудрями пляшущий,
Дуновение — вдохновение.
М. Цветаева
Нет высокого и низкого во вдохновенном труде. Но есть труд,
который заметен, результаты которого видны всем: пища, одежда, дома,
дороги... А есть кропотливая работа ученых, изобретателей. Когда, придя
домой, мы включаем лампочку, то ясно, что ее сделал рабочий на заводе.
Но многие ли в этот момент с благодарностью вспоминают Яблочкова и
Эдисона? Покупая семена для дачного участка, знаем ли мы, чей труд стоит
за новыми сортами — генетиков, селекционеров? Включая телевизор, мы не
задумываемся ни на миг, что если бы не было Эйнштейна, Планка,
Гейзенберга, которые занимались, казалось бы, такими бесполезными
вещами, как теория строения атома и устройство Вселенной. Но без них не
было бы ничего из таких привычных нам благ цивилизации, как телевизор,
видеомагнитофон, компьютер. Может быть, кто-то и знает, что слово
"робот" придумано Чапеком, а кто знает Норберта Винера — отца
современных информационных технологий. Скорее мы вспомним Билла Гейтса,
который, в общем-то, является интеллектуальным паразитом,
разрабатывающим давно открытое месторождение.
И все-таки, можно ли труд сделать мерилом величия человека?
Человечества — наверняка. Все мы стоим на бесконечной, уходящей в глубь
веков лестницы, где каждая ступенька — плод труда ремесленника,
земледельца, ученого. От нашего отношения к труду, от того, как наше
общество относится к рабочему человеку — все равно, каменщику, философу,
повару, учителю, — зависит, продолжится ли эта лестница в будущее.
Грустно думать, что пока мы только используем то, что придумано и
сделано другими людьми в других странах, где давно узнали цену труду.