Название третьего месяца года - март - пришло в русский язык от
византийцев. В старину этот месяц назывался «сухым» и «березозолом», а
первый день марта - «новичком», потому что вплоть до начала XV в. март
был первым месяцем года.
Март связан в народном сознании прежде всего с
неделей Широкой Масленицы, считающейся самым веселым, разгульным
праздником. В природе уже чувствуется приближение тепла, солнце
пригревает по-весеннему, и в это время первых оттепелей русский народ
празднует беспутную-«соромную» неделю, предшествующую Великому посту.
Праздник связан с весенним возрождением к жизни светлой богини
плодородия - веселой красавицы Лады, которая отправлялась на поиски
усыпленного зимой-Мораной своего возлюбленного Леля - бога месяца мая.
Лада шла, окруженная многочисленными веселыми, добрыми и проказливыми
спутниками полубожественного, полусмертного происхождения, а злую
зиму-Морану сопровождали духи тьмы, холода и бед.
Красавица Лада и стала Масленицей, справляющей
языческую тризну по умирающей зиме и всем «прежде почившим». Вся
Масленичная неделя связана с поминовением родителей, что выражается в
обычае печь блины, являвшиеся необходимой принадлежностью поминок.
«Первая оттепель - вздохнули родители», - говорилось в старину. Первый
испеченный масленый блин клали на окошко - для родителей, приговаривая
при этом: «Честные наши родители! Вот для вашей душки блинок!»
На Масленицу издавна существовала традиция строить из
снега и льда снеговиков, возводить снежные крепости, кататься на санках
с гор.
В первый день Масленицы - понедельник - встречали
праздник. Масленицу, наряженную и разукрашенную лентами и тряпками,
возили по деревне, снаряжая целый поезд из саней.
Вторник назывался «заигрышами» - народ играл и
веселился, развлекаемый бродячими скоморохами. Специально возведенные
«снежные городки» брались приступом, а иногда устраивались и кулачные
бои «стенка на стенку», что доставляло удовольствие и зрителям, и даже
самим участникам.
В масленичную среду - «лакомку» начиналось великое
объедение, а в четверг все съеденное «запивалось», шел самый широкий
разгульный день, который назывался «разгуляй-четверг» или «широкий
четверг».
Пятница называлась «тещины вечерки» - в этот день
зятьям полагалось навещать тещ. Суббота считалась «золовкиными
посиделками» (невестки приглашали к себе золовок). Оба эти дня в народе
посвящены хождению по родне.
Но - «не все коту Масленица» - наступало воскресенье,
последний день Масленицы, имевший несколько названий: «проводы»,
«прощание», «прощеный день». На проводах сжигалось чучело зимы-Мораны.
После народ расходился по домам, и начиналось «прощанье» - обряд,
сохранившийся и до нашего времени. Просили прощения и прощали других
родные, знакомые, первые встречные. Обряд этот связан и с христианской
традицией, известной с ХVII столетия - Прощеным воскресеньем. В
«прощеный день» справлялись и поминки по родителям, которых не забывали
всю праздничную неделю. Для тех, кто не успевал нагуляться за неделю,
существовала «немецкая масленица». Так говорят в народе об
опохмеляющихся в чистый понедельник. «Широка река Маслена, затопила и
Великий пост!» - говорилось о тех, кто доедал в первый постный день
оставшиеся после праздника кушанья и «полоскал рот» недопитым вином.
По народным приметам, если в воскресенье перед началом
Масленичной недели будет ненастье, то летом можно ждать большого урожая
грибов.
Второй весенний месяц называется апрелем
неслучайно: по народному поверью, в апреле земля преет. «Март пивом, а
апрель водою славится», - говорят в народе. В апреле снег тает уже
неостановимо, как неостановим приход настоящей весны, с теплом, свежей
зеленью. «Начало апреля в снегу, конец - в зелени», - говорят об этом
месяце.
Раньше на Руси этот месяц назывался «пролетником», так
как предвещал скорый приход лета; у поляков он носил название «кветень»;
чехи и словаки именовали апрель «дубень». В Древней Руси он был вторым
месяцем; позже, до 1700 года, он считался восьмым, а после реформы Петра
I стал четвертым по счету.
Приход настоящей весны связан прежде всего с радостным праздником Благовещения.
День Благовещения, отмечаемый 7 апреля, сопровождался
многочисленными суевериями, многие из которых возникли еще в языческие
времена и позже были перенесены на христианский праздник. Считается,
например, что если в Благовещение от утра до полуночи назвать мужа сорок
раз «милый», весь год муж будет любить и холить.
Не случайно этот праздник называют днем семейной любви. В
Благовещение не занимали в долг, чтобы не поставить хозяев в неловкое
положение. Считалось, что тот, кто в Благовещение отдавал из дома,
тратил на чужих семейный покой и мир.
Некоторые черты древних языческих богинь - Живы, Лады, Фреи,
Девы-Зори, Гольды - слились с христианскими понятиями о Богоматери.
Поэтому Дева Мария в народном сознании - как древняя Дева-Зоря - выводит
на небо ясно солнышко, изгоняя с земли ночную тьму.
Благовещение - последний праздник, завершающий зиму и
начинающий весну. К нему готовились, соблюдая особенные обычаи. Прежде
всего, отмечали «двенадцать великих пятниц», упоминаемых и в языческом
почитании богини Фреи. Эти «пятницы» стоят перед самыми большими
праздниками, особо чтимыми в народе. «Первая великая пятница» приходится
на первую неделю Великого поста. В эту пятницу «убил брат брата
камением», поэтому тот, кто будет поститься, «охранит себя от напрасного
убийства». Во «вторую великую пятницу воплотился сам Иисус Христос
Святым духом в Мать Пресвятую Богородицу; кто проведет эту пятницу в
посте и молитве, от внутренней скорби сохранен будет». Кроме того,
«вторая великая пятница» охраняет от бедности, от плотской похоти и
дьявольского искушения. Особенно чтится «Благовещенская Пятница» у
раскольников. Она является в их воображении совершенно особым,
одушевленным и обладающим чудотворной силой существом (святою Пятницею).
На пятницу не положено работать, потому что «кто не чтит благовещенскую
пятницу, у того всякое дело будет пятиться». В Благовещение принято не
только не работать, но и с огнем не засиживаться: «Кто не чтит
Благовещения, с огнем за работой сидит, - у того в это лето убьет
молнией близкого человека». Благовещенскую просфиру хранили иногда целый
год: считалось, что ею можно лечить болезни.
В Благовещение не советовали слишком усердно
расчесывать волосы: верили, что от этого будет лезть волос. «Птица в
этот день гнезда не вьет, девица косу не плетет».
Красные круги вокруг солнца в этот день предвещают богатый
урожай. Какая погода будет на Благовещение, такой же ждать и на Светлое
Христово Воскресение.
Пятый месяц года раньше именовался «травень» и «цветень» и
считался одним из самых тяжелых месяцев в году. Не случайно считалось,
что в мае нельзя устраивать свадьбы, иначе придется маяться не один
месяц в году, а всю жизнь: «Женишься в мае - спокаешься, всю жизнь
промаешься». Этот месяц был трудным и для тех, кто работал в поле и на
огороде: нужно было не покладая рук заниматься посадками. Поэтому на
каждый майский день существовали особые приметы и обычаи.
В последний день апреля отмечали: если небо ясное, день
солнечный, значит, последний весенний месяц и даже все лето будет
хорошим. Но даже если еще в апреле на деревьях появились первые зеленые
листочки, в мае обязательно ждут холодов и заморозков
Первый день третьего весеннего месяца - 1 мая -
отмечается как праздник. Однако эта традиция началась не с празднования
Международного дня солидарности трудящихся, а гораздо раньше: в
петровские времена. В Москве на Немецкой слободе в этот день
устанавливали для торговли «немецкие столы» и разбивали «немецкие
станы». Позже горожане переняли эту традицию: 1 мая стал
«народно-городским» праздником для мещан, посадских, купцов.
2 мая - день преподобных Трифона и Никифора, а на
следующий день - 3 мая, - по старинному обычаю, принято было «окликать
родителей». На утренней заре все женщины собирались и шли на кладбище,
на могилы своих родителей и родственников, и начинали причитать - звать
их. И во времена язычества, и в христианской традиции родители всегда
почитались особо, поэтому после их смерти, по народному причету, «пустел
высок терем, глох широк двор; не цвели в широком поле цветы лазоревы,
не красно росли дубы в дубровушках». Плакальщицы призывали своих умерших
родителей: «Встаньте-пробудитесь, поглядите на своих детушек, выгляньте
на нас, сирот, из своих домков, да потешьте словом ласковым!»
На следующий день после окликания родителей, в день
святого мученика Прокула, существовал обычай проклинать нечистую силу,
которая пыталась вернуть холода на землю.
Тепло было необходимо огородникам: ведь 5 мая, в день
святого апостола Луки, советовали высаживать на грядки лук. «Лук от семи
недуг!» - говорили о нем и добавляли: «Лук - татарин: как снег сошел,
так он и тут!» В этой пословице, скорее всего, отражена народная память о
весенних набегах крымских и ногайских татар, которые появлялись со
стороны степи вместе с первой травой. От этих набегов охраняли русскую
землю запорожские казачьи конные караулы, ставившиеся по всем рубежам
России.
Следующий день посвящен памяти великомученика Георгия
Победоносца - Егорий (Юрий) весенний (в отличие от ноябрьского Юрьева
дня) празднуется 6 мая. На Егория существовало множество обычаев.
Например, у молодежи в этот день принято было выбирать самого красивого
парня - «Зеленого Егора» - и обвешивать его зелеными венками, а на
голову класть большой пирог, украшенный цветами. После чего, совершив
обход по деревне и полям, молодые люди разводили костер, усаживались
вокруг него и с песнями начинали делить пирог. Та из девушек, которой
досталось в пироге больше начинки, осенью должна выйти замуж.
В Прикарпатье в этот день пекут пироги в форме
барашков. В Литве у входов в церкви продают маленькие фигурки лошадей,
коров и овец из воска или специального теста.
После Саевина дня - 7 мая - отмечают день памяти
святого евангелиста Марка (8 мая), с которым связан обычай ловить чижей.