- Целостность (цельность). Текст — это единое смысловое целое. Целостность текста проявляется в том, что его свойства нельзя свести к сумме свойств единиц, составляющих текст, например абзацев. Читатель воспринимает текст как завершённое целостное произведение, выражающее единый смысл.
- Связность — это один из важнейших признаков текста, определяющих его целостность.
Выделяются два вида связности:
• локальная, т.е. связность последовательно идущих элементов текста (например, высказываний), которая обеспечивается синтаксическими элементами (например, союзами, местоимёнными словами, вводными словами и др.);
• глобальная — смысловая связность текста, которая обеспечивается единством темы, основной идеи, ключевыми словами и последовательным развитием основной мысли, т.е. тем, что обеспечивает единство текста как смыслового целого, его внутреннюю цельность.
- Членимость — способность текста члениться на более мелкие единицы (предложения, абзацы, фрагменты и т.п.).
- Диалогичность — это свойство текста заключается в том, что у каждого речевого произведения есть автор и читатель, между ними происходит скрытый диалог: автор передаёт смыслы, а читатель, интерпретируя текст, соглашается или не соглашается с автором. Таких интерпретаций множество, так как у каждого читателя свой опыт. Диалогичность проявляется и в том, что каждый текст является составной частью большого непрекращающегося диалога, осуществляемого между разными авторами, диалога между текстами. По сути, текст — это ответ автора на вызов другого автора, читателя, самой жизни.
- Текстовая модальность — это отношения отражаемых в тексте ситуации и её элементов к действительности: то, что описывается, может интерпретироваться читателем как реальное, нереальное, субъективно оценённое автором.
- Информативность текста: главное свойство и назначение текста — передача информации. С точки зрения автора, текстовая информация, главная или передающая детали, всегда существенна, и автор рассчитывает на определённый эффект и её воздействие на адресата: читатель или слушатель, по мнению автора, хочет что-то узнать и, узнав это, испытает какие-то чувства и стремления совершить действие.
По степени самостоятельности тексты можно разделить на первичные, т.е. тексты-оригиналы, вторичные — созданные на основе содержания первичных (различные виды конспектов, пересказов, аннотаций, рефератов и т.п.) и первично-вторичные (например, обзоры литературы, школьные сочинения, сообщения по материалам газет, отчёты и т.п.).
Текст всегда рассчитан на понимание, а значит, на извлечение информации, содержащейся в нём. Виды информации в тексте:
- фактуалъная информация — это констатация фактов, не окрашенная личными оценками и эмоциями автора; это бесстрастное изложение фактов (так пишут хроникальные заметки, тексты объявлений, протоколы и т.д.);
- концептуальная информация — это информация, связанная с авторским пониманием происходящего, описываемого в тексте, с его оценками; такая информация как будто пропущена через мировоззрение, жизненный опыт и систему ценностей автора (вспомним аналитические статьи, художественную прозу, стихотворения, ораторскую речь и т.д.); концептуальная информация часто является основной, но скрытой;
- подтекстная информация, т.е. та, которая не передаётся открыто, а вычитывается «между строк», а при устном общении проявляется через интонации, мимику, жесты (яркий пример — басни; вспомним басню «Ворона и Лисица» И.А. Крылова: говорится о животных, а подразумеваются люди).
Композиция текста — это его строение, соотношение и взаимное расположение его частей. Как правило, композиция текста включает три части: вступление, основную часть и концовку (заключительную часть). В идеале композиция текста характеризуется стройностью и завершённостью, логической связностью и соразмерностью частей.
|