Антитеза — оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия: Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лёд и пламень Не столь различны меж собой. (А. П.)
Как стилистическая фигура, антитеза основана на сравнении признаков, присущих разным предметам и выраженных антонимами: Ненавижу всяческую мертвечину! Обожаю всяческую жизнь! (В. М.) В отличие от оксюморона в антитезе не происходит слияния двух противоположных понятий в одно: Час разлуки, час свиданья им ни радость, ни печаль. (М. Л.)
Инверсия (лат. туегвю — перемещение, перестановка) — это стилистическая фигура, состоящая в намеренном изменении порядка слов с целью подчёркивания смысловой значимости какого-либо слова. Нарушение прямого порядка слов, при котором подлежащее предшествует сказуемому, а определение — определяемому слову, может служить художественным приёмом, прибегая к которому автор достигает интонационной и стилистической выразительности: ... буду долго, буду просто разговаривать стихами я. (В. М.); Отговорила роща золотая берёзовым, весёлым языком. (С. Е.) Перестановка частей фразы придаёт ей своеобразный выразительный оттенок.
Градация — это фигура, заключающаяся в особом расположении элементов перечисления, когда степень выраженности значений в них увеличивается (реже уменьшается), благодаря чему создаётся нарастание интонации и эмоционального напряжения речи: жалобный, жалостный, каторжный вой. (М. Ц.)
Анафора (единоначатие) — это повторение одинаковых элементов (от звуков до предложений) в начале каждой новой фразы: О времена! О нравы! (Цицерон) Выдвигая наиболее важный повторяющийся элемент на первое место, анафора позволяет сосредоточить на нём внимание:
Мне нравится, что вы больны не мной, Мне нравится, что я больна не вами. (М. Ц.)
Эпифора (единоокончание) — повторение последних слов фразы:
О, не медли на соседней Колокольне!
Быть хочу твоей последней Колокольней! (М. Ц.)
Сймплока — это соединение в тексте анафоры и эпифоры:
Привычные к степям — глаза, Привычные к слезам — глаза. (М. Ц.)
Фигура стыка — стилистическая фигура, заключающаяся в повторении последнего элемента в начале следующей фразы:
Память о Вас — тихим домком.
Тихий домок — Ваш — под замок. (М. Ц.)
Многосоюзие (полисйндетон) — это повтор союза, служащий для интонационного и логического подчеркивания. Повторяются обычно сочинительные соединительные союзы:
И новое солнце заблещет в тумане, И будут стрекозами тени, И гордые лебеди древних сказаний На белые выйдут ступени. (Н. Гум.)
Бессоюзие (асйндетон) придаёт высказыванию стремительность, создаёт эффект увеличения темпа: Мелькают мимо будки, бабы, Мальчишки, лавки, фонари, Дворцы, сады, монастыри, Бухарцы, сани, огороды, Купцы, лачужки, мужики, Бульвары, башни, казаки, Аптеки, магазины моды, Балконы,львы на воротах И стаи галок на крестах. (А. П.)
Риторическое восклицание — это эмоционально окрашенное предложение, служащее для выражения чувств и привлечения внимания адресата речи, причём эмоции в нём выражаются не лексическими или синтаксическими средствами, а с помощью интонации: Какое лето! Что за лето\ (Ф. Т.); Да, скифы мы! Да, азиаты мы, с раскосыми и жадными очами! (А. Б.); Боже! Как ты хороша подчас, далёкая, далёкая дорога! (Н. Г.); О верю, верю, счастье есть! (С. Е.)
Риторический вопрос — фигура, которая содержит утверждение или отрицание, оформленное в виде вопроса, не требующего ответа: Кто осмелится сказать, что определил искусство? перечислил все его стороны? (А. С.) Риторические вопросы совпадают по форме с обычными вопросительными предложениями, но отличаются яркой восклицательной интонацией, эмоциональностью:
Чья злоба надвое землю сломала?
Кто вздыбил дым над заревом боен?
Или солнца
одного
на всех мало?!
Или небо над нами мало голубое?! (В. М.)
Риторическое обращение — это обращение к неодушевлённым предметам, отсутствующим, умершим, отвлечённым понятиям. Эта фигура служит не для называния адресата, а для привлечения к нему внимания слушателя или читателя: Клён ты мой опавший, клён заледенелый, что стоишь нагнувшись под метелью белой? (С. Е.); Ох, лето красное! любил бы я тебя... (А. П.)
Вопросно-ответное единство — стилистический приём, заключающийся в том, что автор задаёт вопрос и сам же на него отвечает: Что такое осень? Это небо, плачущее небо под ногами (Ю. Ш.). Этот приём привлекает внимание слушателя и читателя, является средством диалогизации монологической речи.
Синтаксический параллелизм — это одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи:
Мы любим всё — и жар холодных числ, И дар божественных видений, Нам внятно всё — и острый галльский смысл, И сумрачный германский гений... (А. Б.)
Парцелляция — это приём, заключающийся в намеренном расчленении предложения на несколько частей и оформлении этих частей как самостоятельных неполных предложений. Такое разбиение позволяет выделить в предложении дополнительные смысловые центры, привлечь к ним внимание читателя: Слова от- звучивают и утекают как вода — без вкуса, без цвета, без запаха. Без следа. (А. С.)
Именительный представления (именительный темы) — это изолированное имя существительное в именительном падеже, называющее тему последующей фразы и призванное вызвать особый интерес к предмету высказывания, усилить его звучание: Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось, как много в нём отозвалось. (А. П.); Зима!.. Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь... (А. П.)
|