Понятие «стиль» используется в разных значениях:
- Стиль — это разновидность языка, закреплённая за определённой социально-коммуникативной сферой и частично отличающаяся от других разновидностей того же языка лексикой, грамматикой, фонетикой. Традиционно в современных развитых национальных языках выделяют три стиля — нейтральный, высокий и низкий, хотя социальная дифференциация может быть более дробной.
Все слова языка можно разделить на нейтральные и стилистически окрашенные (обладающие функционально-стилевой окрашенностью, т.е. принадлежащие к определённому стилю языка).
Слово, обладающее не только функционально-стилевой, но и эмоционально-экспрессивной окрашенностью, называется стилистически окрашенным. Например, слова «верзила», «мазня» — разговорные, и вместе с тем отрицательно-оценочные.
Стилистическая окрашенность наблюдается главным образом у стилей слов и выражений разговорных и публицистических. Среди стилистически-окрашен- ных лексико-фразеологических средств языка публицистики большинство имеет либо положительно-оценочную окрашенность (новатор, передовик, труженик), либо отрицательно-оценочную (марионетка, пресловутый).
- Стиль функциональный — это разновидность литературного языка, обусловленная различием функций, выполняемых языком в определённой сфере общения.
Язык как явление социальное выполняет различные функции, связанные с той или иной сферой человеческой деятельности. Важнейшие общественные функ
ции языка — общение, сообщение и воздействие. Для реализации этих функций исторически сложились и оформились отдельные разновидности языка, характеризующиеся наличием в каждой из них особых лек- сико-фразеологических и синтаксических средств, используемых исключительно или преимущественно в данной разновидности языка.
3. Стиль — это манера речи, обычный способ исполнения определённых речевых актов: академическая речь, судебная речь, социально-политическая речь, социально-бытовой диалог, духовная (церковно-богослов- ская) речь, дружеское письмо, передовица в газете и т.п. Стиль в этом смысле характеризуется не только набором определённых языковых средств, но и композицией и является предметом изучения риторики.
|