Выделяют следующие композиции текста:
- линейная — последовательное изложение фактов и событий по хронологическому признаку;
- ступенчатая — последовательный переход от одного элемента текста к другому;
- концентрическая — переход от одного положения к другому с возвращением к уже сказанному (спираль);
- параллельная — сопоставление положений, фактов, событий;
- дискретная — изложение с пропуском, разрывом для создания интриги отдельных моментов изложения событий;
- кольцевая — возврат в конце текста к уже сказанному в его начале, что позволяет читателю по-новому осмыслить сказанное;
- контрастная — резкое противопоставление двух частей текста.
Абзац — это композиционно-стилистическая единица текста, выделяемая отступом в начале строки (красная строка), отрезок текста между двумя такими отступами. Абзац является прежде всего единицей композиционного членения речи, т.е. средством выделения содержательно и композиционно значимых отрезков текста. Выделение частей текста в абзацы может быть связано с функционально-стилистическими особенностями текста и с индивидуальной авторской манерой упорядочения и изложения информации. В диалогической речи абзац служит для разграничения реплик персонажей; в монологической — для выделения значимых частей.
Анализ текста — разбор воспринятого речевого произведения с целью глубокого и полного понимания его идейного содержания, особенностей языка и стиля, извлечения из него информации о мире, природе, обществе, познании и т.п., постижения авторского замысла.
Тема текста — это то, о чём говорится в тексте, что описывается, о чём развёртывается рассуждение; это смысловое ядро текста. Текст может включать несколько микротем, т.е. составных частей общей темы. Например, темой текста могут быть «Интернет-сообщества», «Телевидение», «Здоровье нации» и др.
Основная мысль — это определённая идея, замысел речевого произведения, то, ради чего оно создаётся. Основная мысль передаёт авторскую позицию, оценку изображаемого. Например, основная мысль текста может быть такой: «Литература запечатлевает образ времени».
Проблема текста — это сложный вопрос, задача, которые требуют разрешения. Проблемой может быть такой вопрос, который не допускает однозначного ответа, например: «Бывает ли абсолютное счастье?», «В чём смысл жизни?», «Что определяет успех в жизни?». Проблемой может быть и разрыв между желаемым и действительным: проблема алкоголизма (мы желаем, чтобы люди не страдали алкогольной зависимостью, но число подверженных этому недугу не снижается); демографическая проблема (мы желаем, чтобы численность россиян не снижалась, рождаемость преобладала над смертностью, в семьях было 2 и более ребёнка, но пока это не так). Таким образом, проблема предполагает наличие противоречия во взглядах, противостояния, конфликта между теми или иными явлениями, между желаемым и действительным.
Проблематика — несколько проблем, затронутых в тексте.
Ключевые слова текста — наиболее важные в содержательном плане лексические единицы. По их перечню можно догадаться, о чём текст, какую тему затрагивает автор. Ключевые слова часто повторяются в данном тексте. Вокруг них группируются синонимы, слова, ассоциативно с ними связанные, и однокоренные слова. Они способны свёртывать информацию, выраженную целым текстом, объединять его основное содержание.