__________________________
Главная » Статьи » Сочинения по литературе » Сочинения по русской литературе

Романтическая традиция в лирике Гумилева

Николай Степанович Гумилев был известен как поэт, драматург и литературный критик, основатель и теоретик акмеизма. Все критики отмечали в его лирике романтические настроения. Один из ранних сборников поэта так и называется – «Романтические цветы».

Первый его сборник стихов «Путь конквистадоров» вышел, когда будущий писатель был еще гимназистом. В нем воспевалась сильная личность, каковой был сам поэт.

После женитьбы на Анне Ахматовой в 1910 году Гумилев впервые отправляется путешествовать по Абиссинии. В одноименном стихотворении он так описывает эту страну:

    Между берегом буйного Красного моря

    И суданским таинственным лесом видна,

    Разметавшись среди четырех плоскогорий,

    С отдыхающей львицею схожа, страна.

    Север – это болото без дна и без края,

    Змеи черные подступы к ним стерегут,

    Их сестер-лихорадок зловещая стая,

    Желтолицая, здесь обрела свой приют.

 

Африканские впечатления отразились в его сборнике «Шатер».

Экзотической теме Африки посвящено и стихотворение «Озеро Чад» (1912). Гумилев восхищался древними сказаниями и искусством народов Африки. В стихотворении «Озеро Чад» рассказана трагическая история любви жены чернокожего вождя к белому воину-французу, который похитил ее и увез в Европу. Начало пути для героини было похоже на сказку:

    А на быстром и сильном верблюде,

    Утопая в ласкающей груде

    Шкур звериных и шелковых тканей,

    Уносилась я птицей на север,

    Я ломала мой редкостный веер,

    Упиваясь восторгом заранее.

 

Дальнейшая судьба женщины ужасна. Она брошена возлюбленным в Марселе, пляшет перед пьяными матросами, чтобы заработать гроши и выжить. Вернуться домой она не может, ей остается только умереть на чужбине.

Большую известность Гумилеву принесла третья книга поэзии – «Жемчуга» (1910). Баллада «Капитаны», вошедшая в этот сборник, стала очень популярной у читателей:

    На полярных морях и на южных,

    По изгибам зеленых зыбей,

    Меж базальтовых скал и жемчужных

    Шелестят паруса кораблей.

    Быстрокрылых ведут капитаны,

    Открыватели новых земель,

    Для кого не страшны ураганы,

    Кто изведал мальстремы и мель,

    Чья не пылью затерянных хартий —

    Солью моря пропитана грудь,

    Кто иглой на разорванной карте

    Отмечает свой дерзостный путь.

 

Удивительная образность этих строк поражает, как и неожиданные метафоры («шелестят  паруса кораблей»), и «яростные» эпитеты («дерзостный  путь»), и экзотическая лексика («мальстремы»). Широкий простор действия в стихотворении – от северных до южных морей.

Стихотворение «Перстень» (1920) имеет законченный сюжет, напоминающий сказку. В нем рассказывается история девушки, уронившей в колодец перстень с красным рубином. Волшебные существа, живущие в колодце, не хотят отдать перстень. Тогда девушка предлагает взамен кровь своего жениха, который ее безумно любит. Ведь кровь так похожа на рубин! Даже нечисть удивлена такой чудовищной жертвой, но девушка спокойно отвечает:

    Просто золото краше тела

    И рубины красней, чем кровь,

    И доныне я не умела

    Понять, что такое любовь.

 

В стихотворении «Шестое чувство» (1920) Гумилев рассуждает о тайне души человека, о загадке таланта, об истоках творческого вдохновения. Откуда берутся бессмертные стихи, каким «шестым чувством» нужно обладать, чтобы твои произведения остались в веках? Гениальное стихотворение нельзя

    Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать.

    Мгновение бежит неудержимо,

    И мы ломаем руки, но опять

    Осуждены идти всё мимо, мимо.

 

Поколения людей в веках сменяют друг друга для того, чтобы в процессе эволюции стать, наконец, истинным венцом природы:

    Так век за веком – скоро ли, господь? —

    Под скальпелем природы и искусства

    Кричит наш дух, изнемогает плоть,

    Рождая орган для шестого чувства.

 

Стихотворение «Заблудившийся трамвай» (1921) посвящено тайне времени и пространства. В символистской манере автор пытается проникнуть в тайны памяти, осмыслить страшную власть времени над человеческой судьбой, которая представлена в волшебном образе заблудившегося трамвая:

    Как я вскочил на его подножку,

    Было загадкою для меня,

    В воздухе огненную дорожку

    Он оставлял и при свете дня.

 

Трамвай несется в неизвестность. Герой не может понять, где он. Рефреном звучат строки:

    Остановите, вагоновожатый,

    Остановите сейчас вагон.

 

Перед глазами героя мелькают картины: нищий, умерший год назад в Бейруте; палач, отрубающий голову герою; «вокзал, на котором можно / В Индию Духа купить билет». Повествование строится в форме бреда. Герой то вспоминает свою невесту Машеньку, исчезнувшую куда-то, то видит себя, идущего с напудренной косой представляться императрице. Человек представлен песчинкой в потоке времени. Он не может ничего изменить и понять. Поэт делает вывод, что «Люди и тени стоят у входа / В зоологический сад планет». Ему остается только отслужить молебен о здравии Машеньки и панихиду по самому себе. Разгадать тайну жизни и смерти человеку не дано:

    И все ж навеки сердце угрюмо,

    И трудно дышать, и больно жить…

    Машенька, я никогда не думал,

    Что можно так любить и грустить.

 

Когда началась Первая мировая война, Гумилев идет добровольцем на фронт. Его назвали «поэтом-воином», о его храбрости ходили легенды. Он презирал смерть, был награжден редкими для офицера наградами – двумя солдатскими «Георгиями», которые давали только за личное мужество на поле боя.

В сборнике «Колчан» поэт писал:

    И залитые кровью недели

    Ослепительны и легки,

    Надо мною рвутся шрапнели,

    Птиц быстрей взлетают клинки.

    И кричу, и мой голос дикий,

    Это медь ударяет в медь,

    Я, носитель мысли великой,

    Не могу, не могу умереть.

     

    (1916)

И опять яркие образы: «птиц быстрей  взлетают клинки», «голос дикий », «мысль великая ». Лирический герой величествен в ощущении своего бессмертия. И прошлое звучит в строках звоном меди, сверкает в образе быстрого клинка.

Война вернула Гумилева к теме России и судьбы ее народа.

В 1918 году вышел сборник Гумилева «Костер». В стихотворении «Рабочий» поэт пророчески предсказывает свою трагическую судьбу:

    Он стоит пред раскаленным горном,

    Невысокий старый человек.

    Взгляд спокойный кажется покорным

    От миганья красноватых век.

    Все товарищи его заснули,

    Только он один еще не спит:

    Все он занят отливаньем пули,

    Что меня с землею разлучит.

    Пуля, им отлитая, просвищет

    Над седою, вспененной Двиной,

    Пуля, им отлитая, отыщет

    Грудь мою, она пришла за мной.

 

Точные эпитеты: «невысокий старый человек», «сухая, пыльная и мятая трава…», близкое к реалистическому письмо, тонкий психологический рисунок трагического переживания.

Жизнь Н. Гумилева трагически оборвалась в августе 1921 года, в возрасте 35 лет. Он был расстрелян чекистами за то, что не донес о готовящемся офицерском заговоре против советской власти. Доносить на кого-либо было не в принципах Гумилева, не соотносилось с его понятием чести.

Гумилев остался в истории русской литературы как один из лучших поэтов начала ХХ века. Его богатое поэтическое наследие не утратило своего значения и в наши дни.

Категория: Сочинения по русской литературе | Добавил: shollmen (20.07.2016)
Просмотров: 301 | Рейтинг: 0.0/0
Суббота, 11.01.2025, 02:41
Приветствую Вас Гость
Вход на сайт
Поиск