__________________________
Главная » Статьи » Сочинения по литературе » Сочинения по русской литературе

Свободолюбивая лирика Пушкина

А. С. Пушкин — великий русский национальный поэт, основополож­ник реализма в русской литературе и русского литературного языка. В своем творчестве он уделял большое внимание теме свободы. В стихот­ворениях «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня», «Во глубине сибирс­ких руд», «Арион», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» и ряде других отразилось его понимание таких категорий, как «свобода», «воль­ность».

В первый период своего творчества — период окончания лицея и про­живания в Петербурге- до 1820 года- понятие свободы у него было связано с понятием политической свободы.

В 1817 году он пишет оду «Вольность», которая явилась примером гражданской витийственной лирики. Ода продолжает традиции классицизма, но развивает их в декабристском направлении. Она делает Пушкина одним из первых поэтов-декабристов.

В первой части поэт обращается к певице свободы и просит у нее вдохновения для создания стихов, чтобы «воспеть свободу миру, на тро­нах поразить порок». Выступая против тирании, поэт призывает угнетен­ных восстать:

 

    Тираны мира! трепещите!

    А вы, мужайтесь и внемлите,

    Восстаньте, падшие рабы.

 

Затем автор размышляет о том, что для счастья народа необходимо сочетание свободы и законов. Граждане должны быть равны в своих правах и обязанностях. Он пишет об убитом Людовике XVI — «мученике ошибок славных», указывая при этом не только на то, что неповинующи­еся закону должны быть наказаны, но и проводит мысль, что путем рево­люций и бунтов к свободе тоже не прийти. Смерть Людовика он сравни­вает с убийством Павла I . Воспевая конституционную монархию, в конце оды он призывает царей:

 

    Склонитесь первые главой

    Под сень надежную закона,

    И станут вечной стражей трона

    Народов вольность и покой.

 

Продолжая мысли оды «Вольность», в 1818 году Пушкин пишет сти­хотворение «К Чаадаеву», в котором идеи вольности сливаются с идеями патриотизма и любви к родине. Жанр стихотворения — дружеское посла­ние — приобретает черты послания политического. В нем возникает два образа: «власть роковая» и «Отчизна». В сопоставлении этих образов прослеживается мысль о тяжелом положении родины, народа «под гне­том власти роковой». В обращении «товарищ» появляется новый отте­нок — соратник в борьбе, единомышленник. В стихотворении много поли­тической лексики и архаизмов, что соответствует высокому гражданскому пафосу произведения. Стихотворение проникнуто боевым, революцион­ным духом и пламенным патриотизмом, заканчивается оптимистически: восход звезды символизирует победу дела освобождения.

 

    Товарищ, верь: взойдет она,

    Звезда пленительного счастья,

    Россия вспрянет ото сна,

    И на обломках самовластья

    Напишут наши имена.

 

В 1819 году мысли Пушкина более конкретизировались, и в стихотво­рении «Деревня» он уже не предается абстрактной идее свободы, а рисует конкретные картины современной ему России. «Деревня» — это выступле­ние поэта по одному из важнейших вопросов того времени — вопросу о крепостном праве. Оно выражало чаяния передовой дворянской молоде­жи. Стихотворение построено по принципу антитезы. В первой части поэт рисует идиллическую картину природы, в которой отсутствует борь­ба и противоречия. Это детально выписанный пейзаж. В нем легко уга­дываются окрестности Михайловского.

 

    Здесь вижу двух озер лазурные равнины,

    Где парус рыбаря белеет иногда,

    За ними ряд холмов и нивы полосаты,

    Вдали рассыпанные хаты,

    На влажных берегах бродящие стада,

    Овины дымные и мельницы крилаты;

    Везде следы довольства и труда…

 

Вторая часть противопоставлена первой. Автор приводит ужасающие факты крепостничества:

 

    Здесь барство дикое, без чувства, без закона,

    Присвоило себе насильственной лозой

    И труд, и собственность, и время земледельца.

    (…)

    Здесь рабство тощее влачится по браздам

    Неумолимого владельца.

    Здесь тягостный ярем до гроба все влекут…

 

Возникающие образы «барства дикого» и «рабства тощего» — это обоб­щенные образы помещиков и крепостных крестьян. Стихотворение за­канчивает риторическим вопросом:

 

    Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный

    И рабство, падшее по манию царя,

    И над отечеством свободы просвещенной

    Взойдет ли наконец прекрасная заря?

 

Во время южной ссылки мысли поэта о свободе претерпели измене­ния. В этот период Пушкин находился в плену романтизма и поклонял­ся, как все тогдашние молодые люди, великим личностям: Байрону и Наполеону. Понятие «свобода» приобрело абсолютное, абстрактное значе­ние. Поэт, увлеченный идеями революций в Греции и Италии, пишет сти­хи о побеге в «мир вольных стихий». В стихотворении «Узник» мы видим мотив побега. Здесь же присутствуют постоянные романтические символы: море, отдаленные берега, ветер, ночь, звезды, облака. Эти «воль­ные стихии» противопоставлены несвободному миру с его «темницами сырыми» и «решетками». В элегии «К морю» поэт прощается со свобод­ной стихией — океаном, который воплощает в себе могучие силы природы, идеал абсолютной свободы:

 

    Прощай, свободная стихия!

    В последний раз передо мной

    Ты катишь волны голубые

    И блещешь гордою красой.

 

В 1823 году поэт переживает мировоззренческий кризис, изменивший его свободолюбивые идеалы. Он разочаровывается в освободительных дви­жениях. Результатом этого явилось стихотворение «Свободы сеятель пустынный», в котором ярко показано отношение автора к людям, не способным к борьбе за свободу и не желающим быть свободными:

 

    Паситесь, мирные народы!

    Вас не разбудит чести клич.

    К чему стадам дары свободы?

    Их должно резать или стричь.

 

В произведениях этого периода появляется и новое, приземленное по­нятие свободы — свободы материальной. Так, в стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом» он высказывает такую истину: «В наш век жестокий без денег и свободы нет».

События 14 декабря 1825 года очень повлияли на Пушкина. Среди декабристов было много его друзей и товарищей. После поражения вос­стания Пушкин вновь задумывается над тем, что такое свобода и какой ценой она достается. Он пишет ряд стихотворений, адресованных друзь­ям-декабристам. Среди них послание в Сибирь «Во глубине сибирских руд», отправленное с отъезжающей к мужу Муравьевой. В нем Пушкин хотел поддержать моральный дух своих друзей. Он верил, что дело свобо­ды победит и тогда «оковы тяжкие падут, темницы рухнут». Он остался верен делу декабристов, говоря о том, что их «скорбный труд» не пропал, на их место пришли новые борцы. В стихотворении «Арион» поэт как бы воссоздает ход событий до и после декабрьского восстания. В основу стихотворения положен известный миф о древнегреческом поэте и певце Арионе. Пушкин изменил ситуацию античной легенды. Певец окружен друзьями, а не врагами, дружно плывущими к единой цели, направляемые твердой рукой «кормщика умного». Поэт поет песни «беспечной веры полн» в торжество общего дела. Затем появляется образ «грозового вих­ря», в результате которого «погиб и кормщик, и пловец», но «таинствен­ный певец» «выброшен на берег волною». Он остается верен своим идеа­лам и помыслам:

 

    Я гимны прежние пою

    И ризу влажную мою

    Сушу на солнце под скалою.

 

В конце двадцатых годов у Пушкина появляется ряд стихотворений, посвященных свободе творчества. Поэтическая свобода — это независи­мость поэта и его деятельности от мнения толпы «непросвещенной», и добиться этого можно, лишь следуя своему вдохновению, «велению Музы». Это особенно ярко прослеживается в стихотворениях «Поэт» (1827), «Поэт и толпа» (1828), «Поэту» (1830).

 

    Поэт! Не дорожи любовию народной.

    Восторженных похвал пройдет минутный шум,

    Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,

    Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

 

В зрелые годы у Пушкина происходит новая переоценка ценностей. У него возникает новый образ свободы — свободы личной, внутренней. Он хочет покоя в жизни, отказываясь от прежних идеалов революционной свободы. «На свете счастья нет, но есть покой и воля», — пишет он в стихотворении «Пора, мой друг, пора!» (1834), а в стихотворении «Из Пиндемонти» (1836) лишь подтверждает эту мысль:

 

    Иная, лучшая потребна мне свобода…

    …себе лишь самому

    Служить и угождать.

    По прихоте своей скитаться здесь и там.

    Дивясь божественным природы красотам.

 

Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» (1836) яв­ляется в определенном смысле поэтическим завещанием поэта, в котором он подводит итог своему творчеству. Главную свою заслугу он видит в том,

 

    Что чувства добрые я лирой пробуждал,

    Что в мой жестокий век восславил я свободу

    И милость к падшим призывал.

 

Итак, идеалы свободы постоянно претерпевали изменения на протя­жении всей жизни поэта. Это было обусловлено как обстановкой в стране, так и личными фактами биографии поэта. Но несмотря ни на что, Пуш­кин всегда оставался великим вольнодумцем и проповедником свободы во всех ее проявлениях.

Категория: Сочинения по русской литературе | Добавил: shollmen (18.07.2016)
Просмотров: 351 | Рейтинг: 0.0/0
Пятница, 10.01.2025, 21:00
Приветствую Вас Гость
Вход на сайт
Поиск