__________________________
|
Главная » 2014 » Январь » 26 » Кружки и салоны 18 века
01:35 Кружки и салоны 18 века |
Культурное общество начала 19 века было пропитано литературой насквозь.
Поэтому нет нужды, по крайней мере для первых десятилетий, строго
дифференцировать кружки и салоны того времени на литературные и не
литературные. По условиям того времени и той литературы каждый кружок и
салон – от разгульного кружка молодых шалопаев до чопорного салона – мог
явиться очагом, где выращивалась и распространялась литература.
Для начала попробуем выявить различия кружков от салонов. Кружок
– небольшое, обычно приятельское объединение, собирающееся где-то на
дому, не зарегистрированное в соответствующих инстанциях, но обычно
имеющее свой устав и ведущее протоколы своим заседаниям. Они носили
регулярный, организованный и целеустремленный характер. Вместе с
изменением литературных задач, изменялись и цели, и круг интересов, и
направление, и даже до известной степени структура кружка. Задачи
кружков меняются сообразно с их функциями в ту или иную эпоху.
Кружки были недолговечны – 2-3 года, тогда как салоны оказались
более живучи. Салон более, чем кружок, связан с бытовой обстановкой
эпохи, потому что в нём нет строго фиксированного состава посетителей и
нет обязательности его посещения. Непосещение заседаний кружка без
уважительных причин обычно влекло за собой исключение из числа членов. В
салоне же собираются люди из круга, раз и навсегда введённого в дом
хозяина; но состав салона в каждый вечер определяется личным желанием,
личным интересом, волею, но не обязательством.
Другой характерной чертой салона является наличие хозяев. Это
сказывается на характере салона в том, что контингент посетителей не
всегда объединен общностью интересов, как в кружке. Тут на сцену выходят
и семейные связи, и положение в свете и всякого рода случайные
знакомства. Таким образом, в наиболее ярких литературных салонах
появляются люди, чуждые интересам и вопросам салона.
Литературные функции кружков и салонов также различны. Кружок
больше связан с писателем, салон – с читателем. Если кружок занимается
литературным производством, то салон – осуществляет литературное
потребление.
Кружки сами по себе не знают традиции. Они организуются по
очередным задачам литературы. Если в самой литературе понятие традиции
играет некоторую роль, то в вопросах литературного быта значимость
традиций чрезвычайно низка. Издатель, цензор и журналист руководствуются
в своём творчестве не традицией своей профессии, а обстоятельствами,
лежащими к ним значительно ближе. Поэтому и возникновение в России
литературных кружков не следует ставить в связь с теми или иными
явлениями западно-европейского быта.
Иное дело – салоны. В Европе салоны распространились из Франции,
где они восходят ещё к XVI веку. В XVII веке мы имеем там уже целый ряд
блестящих салонов: Рамбулье, Поле, Бурдонне, Скюдери и др. В салоне
Рамбулье, например, беседовали о литературных новинках, упражнялись в
импровизации мадригалов и сонетов, слушали чтение новых произведений,
вели живой и остроумный разговор. В XVIII веке многие салоны приобретают
крупное политическое значение, и в некоторые эпохи правительство
начинает с ними бороться. Тут характерен салон Граммон, с большим
вниманием следящий за государственными делами.
В Германии салоны появляются не ранее второй половины XVIII
века, т.е. тоже заносятся туда из Франции. Примерно к середине XVIII
века относится образование салонов и литературных кружков у нас.
Уже в 30-е, 40-е годы XVIII века мы находим интимные
литературные кружки. Так, есть сведения, что в Сухопутном шляхетном
корпусе, в бытность там молодого Сумарокова, воспитанники читали друг
другу свои литературные сочинения и переводы и что Сумароков назвал их
«Обществом любителей Российской словесности». К 50-м годам относится
основание салона Ивана Ивановича Шувалова. Его салон посещали и
Ломоносов, И Сумароков, к концу века тут бывали Державин, Дашкова,
Оленин. Во дворце Шувалова схватывались Сумароков и Ломоносов, и
просвещённый меценат стравливал их себе на потеху, в равной мере
поддерживая обоих.
Десятилетием позже мы встречаем новый литературный кружок
студентов Московского Университета, группировавшихся вокруг Хераскова.
Когда Херасков переселяется из Москвы в Петербург, вокруг него снова
собирается тот же кружок. Здесь мы находим Богдановича, Фонвизина,
Ржевского и других. Кружок издаёт журнал под характерным названием
«Вечера».
Приблизительно к этому же времени относится образование салона
Державина. Салон посещали Оленин, Николай Александрович Львов Федор
Петрович Львов, Вельяминов и Капнист, словом мы встречаем тут ту
литературную группу, которая позже образовала «беседу любителей
российского слова». Салон Державина существовал до его смерти в 1816
году. Для литературы того времени, для кружковой критики характерен
упорный язык произведения. Например, стихотворение Жихарева «К деревне»
Деревня милая, отчизна дорогая.
Когда я возвращусь под кров счастливый твой.
Подверглось получасовой критики о том, что эпитет милая может
прилагаться только к одушевленным предметам; что нельзя также сказать,
обращаясь к деревне: когда я возвращусь под кров твой, потому что
деревня слово собирательное и кровом называться не может. Было
предложено: Деревня тихая, о хижина драгая.
К 70-80 годам 18 века относится также образование и ряда
официальных литературных обществ: вольное собрание любителей российского
языка, собрание университетских питомцев и собрание воспитанников
московского университетского благородного пансиона, учрежденного
Жуковским.
И так кружкам и салонам 18 века мы обязаны таким явлением, как
меценатство. Тут же мы встречаем и своеобразные явления книжного рынка,
жалкую участь тогдашних журналов, своеобразное положение литературы в
культуре образованного общества.
|
Категория: Сочинения 11 класс |
Просмотров: 495 |
Добавил: aleck-vdovenko2012
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|
|
|
Пятница, 10.01.2025, 13:31 Приветствую Вас Гость |
|
|
|