__________________________
|
Главная » 2014 » Январь » 26 » Мой любимый поэт Серебряного века
01:41 Мой любимый поэт Серебряного века |
Мне очень нравится поэзия Серебряного века. Это тяжелое для России время
подарило множество замечательных поэтов. Мне нравится творчество
Гумилева, Цветаевой, Есенина. Но особое место в моем сердце занимает
Александр Александрович Блок.
Прекрасны его стихи о любви, интересны и замечательны
произведения, описывающие город, отнимающий у людей душу… Но, как ни
странно, больше всего меня привлекает его восприятие революции. Я хочу
рассказать о его удивительной поэме «Двенадцать». Мне кажется,
большинство людей недооценивают это произведение, потому что так и не
сумели увидеть поразительную красоту его рваного ритма. Кто еще смог
настолько ярко, образно передать страшные годы революции? Для меня
больше никто. Все в поэме «Двенадцать» говорит о том, что Блок гений,
гений, умеющий чувствовать, видеть, здраво оценивать все происходящее
вокруг.
Поэт воспринимает события этих лет как стихийное явление, которое, подобно ветру, метели, буре, не имеет цели и направления:
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер -
На всем божьем свете!
Для поэта революция – это природная воля, неизбежность. Столько
лет копившееся недовольство в один момент вырвалось на свободу и начало
уничтожать все на своем пути. Именно поэтому в начале поэмы ветер,
метель, буря сметают ненавистные поэту плакатные фигуры «страшного мира
«буржуазной пошлости».
Гибнущий мир в поэме – это «барыня в каракуле», «буржуй»,
«товарищ поп», «вития», которым неуютно под ветром революции. Барыня
поскользнулась, буржуй «в воротник упрятал нос», поп невеселый, вития
пророчит гибель России. Но за этим он имеет в виду не всю огромную
страну, а именно их старый уклад, прежнюю сытую и бессмысленную жизнь.
Природная стихия четко окрашена в контрастные цвета:
Черный вечер.
Белый снег.
Стихия человеческая же подобна природной, поэтому все людские
эмоции окрашиваются в два контрастных цвета: «черная злоба» и «святая
злоба». Для поэта очевидны трагические противоречия революции: борьба за
«светлое будущее» происходит через грабежи, насилие, убийства,
безнравственность. И все же Блок пытается осмыслить на протяжении всего
произведения, несет ли революционная стихия только разрушение или
способна еще и к созиданию.
Во главе поэмы стоит образ двенадцати красногвардейцев. Это
патруль, призванный навести революционный порядок. Но трагичность
заключается в том, что эти люди сами неуправляемы. Они подобны буре,
ветру, их чувства, эмоции, поступки непредсказуемы. Внешне эти
«блюститель порядка» напоминают скорее уголовников:
В зубах цигарка, примят картуз,
На спину б надо бубновый туз…
Но, с другой стороны, отношение к ним поэта весьма неоднозначно.
Ведь это еще и простые русские ребята, одетые в рванье, готовые отдать
жизнь за пока еще неясные им самим цели революции:
Как пошли наши ребята
В красной гвардии служить –
В красной гвардии служить –
Буйну голову сложить.
Но поступки этих персонажей не вызывают у читателя особой симпатии:
Эх, эх!
Позабавиться не грех!
Запирайте етажи,
Нынче будут грабежи!
Отмыкайте погреба -
Гуляет нынче голытьба!
Они грабят, мародерствуют, убивают не своих врагов, а невинных
людей. В этом плане символична смерть Катьки, которую из Петруха убивает
также стихийно, поддавшись минутной вспышке ревности. Блок подчеркивает
трагичность этой смерти, так как убивают женщину – Богородицу,
Незнакомку, Прекрасную Даму.
Святыня и грех в поэме сливаются. На протяжении всего произведения красногвардейцы постоянно отрекаются от Христа:
От чего тебя упас
Золотой иконостас?
Да и сам поэт три раза повторяет фразу: «Эх, эх, без креста!».
Он видит, что герои идут «без имени святого», которое является символом
нравственности, чистоты души русского человека. Но все-таки двенадцати
красногвардейцам не удается полностью выкинуть Христа из своей жизни, он
появляется в конце поэмы вместо ожидаемого врага:
Впереди - с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз -
Впереди - Исус Христос.
Важно то, что Христос идет поступью «надвьюжной», то есть,
надстихийной. Как и две тысячи лет назад, он пришел для того, чтобы
помочь всем заблудшим возродиться.
В поэме мы видим, что для Блока не могло быть однозначной оценки
революционных событий, однозначного их приятия. Поэт понимал
неизбежность всего происходящего, но так и не смог принять жестоких,
подчас безнравственных и бесчеловечных методов революции.
|
Категория: Сочинения 11 класс |
Просмотров: 671 |
Добавил: aleck-vdovenko2012
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|
|
|
Пятница, 10.01.2025, 13:32 Приветствую Вас Гость |
|
|
|