__________________________
|
Главная » 2014 » Январь » 26 » Рецензия на роман А. Житинского «Потерянный дом, или разговоры с милордом»
01:52 Рецензия на роман А. Житинского «Потерянный дом, или разговоры с милордом» |
"Иногда, чтобы приблизиться к жизни, нужно довольно далеко отойти от
нее. И я не хочу спасательного круга с надписью "Правдоподобие”, когда
под рукой реализм в широком понимании этого слова.
— Реализм "без берегов”?
— Нет, с берегами, с руслом, с холмиками на берегу, со стадами
коров, дающих реалистическое молоко, но чтобы река была широкой и живой —
Волга, к примеру, а не прямая, как палка, Лебяжья канавка, — ибо нашу
удивительную российскую действительность может вместить река
разнообразная и не менее удивительная”.
Так в начале своего романа "Потерянный дом, или Разговоры с
милордом” заявляет о своем творчестве ленинградский прозаик, поэт и
публицист Александр Житинский.
Что такое потерянный дом или кто же такой милорд? Милорд — это
английский писатель XVIII века Лоренс Стерн, поражавший современников
мудростью, веселостью, бесконечной выдумкой, раскованностью письма.
Житинский, называя Стерна одним из своих учителей, смело приглашает
классика в соавторы. Присутствуя в романе то в виде 61-го тома из
"Библиотеки всемирной литературы”, то переходя в конкретный образ,
учтивый и ироничный милорд сопровождает повествование до самого конца.
Под двойным углом зрения — автора и милорда — все происходящее в романе
обретает совершенно особый объем.
Впрочем, и события, о которых повествует книга, — тоже
особенные. Как и в предыдущих произведениях (повести "Лестница”,
"Снюсь”, "Хеопс и Нефертити” и другие), Житинский ставит своих героев в
обстоятельства неординарные, порой фантастические. В данном — улетает
...дом, кооперативный дом. Весенним вечером вместе со своими обитателями
он снимается с фундамента и, взлетев ввысь, словно огромный дирижабль,
переносится из района новостроек с улицы Кооперации на Петроградскую
сторону, к Тучкову мосту. Там и оседает, перекрыв собой проезжую часть
старой улочки. С этого момента все персонажи романа начинают
существовать в новых условиях, с изумлением осмысливая случившееся и
ломая головы над тем, как быть дальше.
И, как всегда у Житинского, его абсолютная фантастика
разрабатывается затем в мельчайших достовернейших подробностях тем самым
"реализмом в широком понимании”, о котором уже упоминалось выше.
Кооператоры — так именуются жильцы потерянного дома — это самые обычные
люди, из тех, кого увидишь в семье, на работе, в уличной суете. Обычные,
но отнюдь не заурядные. У каждого — своя судьба, а за судьбой личной —
наша общая судьба, общее наше время. Вот, например, суетящийся,
талантливый, но душевно сломленный годами творческого застоя архитектор
Евгений Демиле. Он стесняется своей фамилии, давно разочаровался в
идеалах, расстался с мечтой создать прекрасное здание, где могли бы жить
счастливые люди со всех концов земли, а также не слишком предан семье.
Дом, в котором у него крохотная квартирка для бытия, пожалуй,
единственное, что еще ему служит опорой. Но ...дом улетает в неизвестном
Демиле направлении, и архитектору нечем и незачем жить... За этой
невеселой судьбой видится многое, и прежде всего участь целого поколения
интеллигенции, которой предстоит преодолеть внутренний кризис и вновь
обрести духовные силы.
А вот другой герой — майор Рыскаль, честный служивый, которому
поручено опекать растерявшихся кооператоров. Майор — опытный организатор
праздничных шествий, мастер направлять людские массы в нужные русла, он
бескорыстно предан принципам и идеям коллективизма. Убеждения Рыскаля —
осознанное подчинение собственного "я” общему делу. Но, будучи тонким
сатириком, Житинский отнюдь не издевается над своим героем. Он понимает,
что и на таких характерах многое в жизни держится и будет держаться
впредь, они не списаны временем.
Другие герои романа — такие же обыватели, чудаки, пенсионеры,
дворники-поэты, сторожа-астрофизики, доморощенные философы и элегантные
приспособленцы с "дипломатами” в руках. Житинский как бы создает в своем
потерянном доме все наше переживающее новое становление общество,
болеет за своих кооператоров, причисляя к ним и самого себя. Он желает
им счастья, и пусть взгляд писателя на своих героев и окрашен иронией,
но при этом начисто лишен снобизма. Вместе со своим соавтором — милордом
— автор твердо уверен: на пути в будущее можно вынести все, "если знать
зачем”. А знать, по мнению писателя, пора, потому что в недавнем
прошлом "каждый год приносил успехи цинизму, и его чудище росло, как на
дрожжах”.
|
Категория: Сочинения 11 класс |
Просмотров: 423 |
Добавил: aleck-vdovenko2012
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|
|
|
Среда, 08.05.2024, 01:25 Приветствую Вас Гость |
|
|
|