__________________________
|
Главная » 2014 » Январь » 26 » Возвращаясь к Пушкину
01:17 Возвращаясь к Пушкину |
Представим себе такую картину. Голодных людей приглашают в банкетный
зал. Столы уставлены яствами — от простых, здоровых и сытных до
утонченных, изысканных, ласкающих взор. В далеком конце зала — стол, на
котором небрежно свалены полуобработанные продукты, объедки, гниль,
сухие корки. И вот толпа бросается мимо вкусной и полезной еды — к
помоям и жадно на них набрасывается. Неаппетитно и невозможно? Но ведь
так ведем себя мы,
получившие в подарок обязательную грамотность, допущенные к пиру
литературы. Мы несемся мимо, жадно устремляясь к объедкам словесности —
бульварному роману и дешевому боевику. И не тошнит! Несколько лет
изучаем мы Пушкина. Запоминаем на всю жизнь: Пушкин — гений. Как люди,
притворяющиеся верующими, кланяемся иконе и спешим дальше. И не думаем,
что своими руками ампутируем у себя кусок души, сознания, поэтому что
незаполненная душа отмирает.
Пушкин действительно "наше все". Когда начинаешь не "проходить",
а читать Пушкина, испытываешь легкий ужас: почему он знал все, думал
обо всем? Узнаешь о невероятном поступке человека, который оставил
благополучную жизнь ради нескольких минут предельного напряжения
душевных и физических сил, ради смертельной опасности. Это Вальсингам!
"Есть упоение в бою и бездны мрачной на краю... Все, все, что гибелью
грозит, для сердца смертного таит неизъяснимы наслажденья — бессмертья,
может быть, зарок!"
Удивляешься: интеллектуал, умница, тонкий, страдающий человек
женится на простушке со словарным запасом слов эдак в двести... Почему? А
почему трагический Алеко пришел к цыганам и полюбил Земфиру? "Веселья
детского полна, как часто милым лепетаньем иль упоительным лобзаньем его
задумчивость она в минуту разогнать умела..." То есть спасала от себя,
от внутренних терзаний, нерешаемых задач и вопросов без ответа
Читаешь прекрасные строки Пастернака об осени:
Как на выставке картин —
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой...
— и наступает раздражающая пресыщенность. Избыток слов, сравнений... Тогда, как глоток чистой воды, спасает Пушкин.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье
В багрец и золото одетые леса.
Какая точность и простота, какая "экономия" стихотворного
пространства! Изысканность и отсутствие нагромождения слов. "Унылая" —
мелкий дождь, "очей очарованье" — что может быть более колдовским, чем
эта магия мягкого, повторяющегося "ч"... И, усиливая восторг, —
"прощальная краса", "пышное увяданье"!
Зоркость взгляда Пушкина невероятна, такое умение видеть пейзаж и
мгновенно отбирать те детали, которые точнее всего передадут его
цельность, доступно только утонченным гениям японской поэзии.
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Лиственный лес прозрачен, но ветви чернеют. А рядом — зелень, и сверкание, и солнце.
После пушкинской прозы, если читать ее вдумчиво и внимательно, большинство писателей кажутся неряшливо-многословными.
Вспомним "Путешествие в Арзрум" — это настоящий образец
изысканнейшей русской прозы, равный которому очень трудно отыскать.
Вспомним "Повести Белкина", открывшие целую литературную эпоху. Вообще
все написанное Пушкиным выглядит не только емким, содержательным, но и
необыкновенно изящным. Попробуйте поменять местами несколько слов на
любой из страниц "Пиковой дамы" — и вы поймете, что в пушкинской прозе
слова расположены в единственно правильном и гармоничном порядке.
Говорят, что Пушкин устарел. Это ошибка. Читайте Пушкина и
найдете близкое и понятное вам. Ведь этот автор многообразен. У него
есть "История пугачевского бунта", и "Записки о народном просвещении", и
письма к жене, и ужасающе-провидческое: "Не приведи Бог видеть русский
бунт, бессмысленный и беспощадный". Я все время возвращаюсь к Пушкину.
И, думаю, на мой век пищи для души и ума хватит с избытком.
|
Категория: Сочинения 11 класс |
Просмотров: 437 |
Добавил: aleck-vdovenko2012
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|
|
|
Пятница, 10.01.2025, 13:17 Приветствую Вас Гость |
|
|
|